Школьный холл

Школа в Турции.

Как мы пошли в 1-й класс в Турции
Вот так бывает в жизни, что планируешь одно, а выходит совсем другое. И иногда это, наверное, бывает, даже хорошо. Хотя, говорят, что хорошо то, что хорошо кончается. А у нас пока только самое начало…
Одним словом, нежданно-негаданно дочка пошла в 1-й класс турецкой школы. Вообще первоначально мы не связывали каких-либо серьезных планов с Турцией, покупали жилье только с точки зрения отдыха подольше и у себя дома, солнца, фруктов, укрепления здоровья и т.д. Но, проводя более-менее продолжительное время здесь, присматриваясь к окружающей действительности, сравнивая с тем, что имеется дома, мы все меньше и меньше хотели возвращаться домой, и все больше и больше хотели оставаться здесь. И далеко не только из-за тепла и моря.

Построение младших классов, 1-й день учебного года Через дорогу от школы - Средиземное море
Первый день учебного года. Через дорогу от школы — Средиземное море.

А возраст дочери тем временем стремительно приближался к школьному, но пока еще не достиг его, оставался последний год в садике. Я заранее, зная, что мой ребенок имеет сильно опережающее развитие (не люблю слово «одаренный», очень уж оно обязывающее, почти как «гениальный») обошла все (собственно 2 штуки) лучшие школы нашего довольно немаленького подмосковного города. Мне везде сказали, что мы, конечно, с радостью возьмем, даже не по прописке, но лучше ищите школу для одаренных детей, т.к. уже сейчас, в 5 лет, вам нечего делать в 1-м, а по некоторым предметам и во 2-м классе. А всякие там специальные школы — это в Москве. И это ПРОБКИ !!! И не готова я угробить здоровье ребенка, тратя по 3-4 часа в день на дорогу, даже ради знаний. А потом, думаю, что такими муками, и весь интерес к учебе отбился бы очень быстро.

Школьный холл Школьный холл, все кабинеты открыты
Школьный холл очень красивый. Все кабинеты, учительские — открыты.
Как нам объяснили, для простоты коммуникации взрослых и детей.

Честно говоря, я была в растерянности: и интеллектуальное развитие ребенка для меня дорого, невозможно потерять; и здоровье в пробках невозможно потерять; и переезжать в Москву я не хотела категорически (т.к. я считаю, что во многом это тоже равносильно потере здоровья, и вообще не люблю этот бешеный перенаселенный мегаполис), к тому же это достаточно непросто чисто с финансовой точки зрения. В общем, я в буквальном смысле слова молилась, чтобы ситуация как-то разрешилась.
И чудо случилось. Я просто не поверила своим глазам, когда летом 2014 года, прямо в 5 минутах ходьбы от нашего дома в Турции построили новую очень красивую школу. Честно говоря, настолько красивую, что я таких школ никогда просто не видела. Мы зашли туда на экскурсию еще в период строительства, поговорили с администрацией, будущими учителями, а также с соседями, знакомыми. И решились. Тем более, что в сентябре нам исполнялось 6 лет, и у нас был счастливый год на эксперимент. Сначала думали, что пойдем в детский сад при школе, т.к. я не сторонник опережать события (ведь хотя по интеллектуальному развитию мы сильно опережаем сверстников, но по психическому развитию моя девочка все равно самый настоящий ребенок — лишь бы играть, да и ко мне очень привязана), к тому же языка мы фактически не знали. Но быстро поняли, что детский сад в данном случае — это регресс, тем более что школьная жизнь в Турции у детей начинается, как правило, в 6 лет. И буквально через неделю мы уже были в 1-м классе, не смотря на незнание языка.

Школьный класс для подготовишек Школьный класс для подготовишек
Типичный школьный класс для подготовишек. Есть все необходимое и для учебы, и для игры.

Поначалу, наверное, с месяц было тяжело. Дочка у меня очень общительная, контактная, эмоциональная, хотя и спокойная, послушная. Насчет ее контакта с детьми у меня не было ни малейших беспокойств: с этим народом у нее всегда легко шел контакт, как-то сам собой; если не поладит с одним, так с другим играет, т.е. друзья-товарищи всегда есть.  А то и одна может, не особо дочь детские размолвки принимает близко к сердцу, как в один голос говорили все педагоги в садике: «Очень самодостаточна».

Игровая зона для подготовишек Игровая зона для подготовишек
А это игровая зона для подготовишек. Здесь уже на первом месте  — игра, а заодно и учеба.

Другое дело учитель. В России в саду воспитатели и няни дочку просто обожали, я из садика приходила как на крыльях от их слов. Но оно и понятно: живая, умненькая, воспитанная, симпатичная девочка, уравновешенная к тому же, да еще и ест хорошо (в садике даже бывало, что и аккуратно). Но там был родной язык, стоило только сказать. А тут в этом смысле стена — основной учитель ни слова ни по-русски, ни по-английски, а Нина — сотню-две слов по-турецки, но не умея их связать в предложение. К тому же учительница в силу, наверное, национальности дама очень темпераментная; дети, с которыми она за многие годы привыкла работать, тоже в основном с очень ярким темпераментом, на которых и прикрикнуть (я бы даже сказала «пригаркнуть») не то что не грех, а сам Бог велел, потому что из них энергия просто «прёт» иной раз, и им эти прикрикивания как-то «по барабану». И поначалу, видимо, когда она что-то говорила Нине, а та просто учителя не понимала и делала по-своему, преподавательница и на нее пару раз вот так вот «пригаркнула» и даже что-то там отняла и выбросила посреди урока. Вот это Нина переживала тяжело. Она не привыкла к такому, к тому же она 100 % послушалась учителя, если бы знала, что требуется. Благо, мы этот вопрос очень быстро разрешили и сняли. В школе есть русскоговорящий педагог (русская женщина) , а также очень грамотный психолог-координатор работы преподавателей (он, правда, уже не работает). Мы несколько раз встречались, обсуждали ситуацию, Нинин характер. И все это, особенности характера, темперамента дочки донесли до учителя. А учитель, надо отдать ей должное, оказалась неглупым и опытным педагогом. Восприняла все очень правильно, и сделала поправки на отношение к Нине именно с точки зрения и незнания языка, и ее индивидуального характера.

Типовой класс Типовой класс
Типовые классы младшей школы. Рассчитаны максимум на 15-16 учеников. Рассадка в основном не по 2, а по несколько человек за большими столами. Обычно дети садятся, как им хочется, хотя иной раз учитель это регулирует по мере необходимости.

Одним словом, месяца через полтора-два, когда я спросила у дочуни, что ей больше всего нравится в школе, она ответила: «Учительница». Учительница тоже очень полюбила Нину. Во-первых, просто узнала ее и поняла как человека. Во-вторых, Нина всегда делает домашнее задание (честно говоря, её ответственность в этом вопросе поразила даже меня), одна из лучших по чтению (поначалу учительница очень удивлялась, мол, как так, не турецкий ребенок и так хорошо читает, но Нина очень рано начала читать по-русски, а чтение по-турецки тоже как-то само собой освоила еще задолго до школы просто по вывескам, надписям, т.е. как-то между делом, спрашивая меня, что это за та или иная буква), по математике и т.д. И сердце мое успокоилось. Да я и вижу, как они встречаются по утрам, как разговаривают — контакт, привязанность есть. А это было самое главное для меня на этом этапе.

Биологический класс-лаборатория Химический класс-лаборатория
Биологический и химический классы-лаборатории. Блин, мне просто завидно, что в моей школьной жизни такого не было, хотя как-то я училась в одной из лучших физ-мат школ страны (тогда СССР).

Вторым важнейшим моментом для меня является практическое изучение турецкого языка. Как я уже писала выше, Нина фактически с самого начала неплохо читала по-турецки. Но читать-то читала, писать писала, но далеко не все понимала и говорила. В этом плане нам в каком-то смысле повезло: в нашем классе среди 5 русско-говорящих детей оказалась девочка, которая очень хорошо говорит и на турецком. Она и была «переводчиком» (да и остается им по сей день в случае необходимости). Но постепенно, шаг за шагом все-таки чувствуется постоянное присутствие дочери в языковой среде: она начала понимать, что говорит учитель (это подтверждает и сама учительница); дома часто какие-то фразы, предложения говорит по-турецки. Конечно, это не сложные философские измышления, а  достаточно простые, бытовые высказывания, но тем не менее достаточно разнообразные и по грамматическим конструкциям, и по тематике.

Шахматный класс
Шахматный класс, уроки шахмат тоже есть, в том числе и на субботнем клубе.

Все домашние задания (кроме английского языка, конечно) тоже выдаются на турецком. Частично дочь читает и понимает их без моей помощи, частично в переводе помогаю я (я занималась некоторое время на достаточно качественных интенсивных курсах, и многие конструкции мне легче понять, чем дочке). Особенно если это касается заданий на понимание текста и вопросов к нему либо, когда дан ряд развернутых высказываний на ту или иную тему, и надо указать свое отношение к ним. В общем, для меня это тоже значительная тренировка в турецком языке, потому что грамматическое строение языка совершенно отличается от привычного нам.
И это при том, что я недовольна уровнем уроков по турецкому языку с нашими детьми (их ведет как раз русскоговорящая дама-преподаватель), а также, что мы очень много времени пропускали по болезни. Но среда и постоянная необходимость хоть что-то понимать и говорить исподволь делают свое дело. Ребенок начал говорить и понимать. И процесс этот, очевидно, будет идти и дальше с нарастающим темпом.

Этаж искусств, кажется, 5-й Музыкальный класс, пока без инструментов
Этаж искусств меня просто»добил». В музыкальном классе инструментов на момент фото еще нет.

Буквально в эту пятницу, т.е. 5 июня, я присутствовала на показательном индивидуальном то ли уроке, то ли экзамене. Выделялось 15-20 минут на каждого ученика с основной учительницей (там был показан турецкий язык и математика) и минут 5-10 с учительницей по английскому языку. Скажу честно, как я и писала выше (а я писала это пост уже довольно давно и на протяжении довольного долгого периода) я осталась даже под впечатлением от прогресса дочки именно в турецкой разговорной речи. В обычной жизни она мало использует это, говорит, что немного стесняется, и у меня как-то сложилось впечатление довольно слабого все-таки знания турецкого именно как разговорного языка. Я думала, что дочка знает и понимает турецкий язык примерно, ну, может, чуть получше, чем я. Но тут учительница говорила очень быстро, много, т.е. без всяких скидок на «иностранность» ребенка, и Нина, к моему немалому изумлению, на все ей отвечала, говорила что-то по-турецки вполне уверенно и по делу. Я поняла из всего их разговора процентов 10-20 %. Там были и задания на турецком, и просто учительница что-то спрашивала по ходу дела. Все это дело я записала на видео. По дороге домой спросила Нину, была ли репетиция этого выступления. Она ответила, что была накануне во 2-й половине дня, т.е., очевидно, детям просто показали формат мероприятия, чтобы те не стушевались. За один день все-таки так отрепетировать фактически невозможно. Также я спросила, понимала ли она учительницу в полном объеме и понимает ли обычно, когда та вот так примерно говорит. На что мной был получен положительный ответ. Хотя дочь, как честный человек, призналась, что, конечно, в ежедневной жизни все-таки бывают какие-то моменты, когда она не до конца понимает учительницу и просит помочь девочку-переводчицу. Но в целом я была приятно удивлена, честно. Думала, что дела обстоят гораздо хуже в этом направлении.

3-D кинотеатр и магазин школьной одежды Таких скворечников на территории множество
3-D кинотеатр и магазин школьной одежды. Таких скворечников на территории множество.

Чтобы не делать пост бесконечно длинным скажу, что по результатам 1-го года обучения все не так однозначно, есть и достаточно много отрицательных или настораживающих моментов. О них собираюсь написать 2-й пост, надеюсь не так затягивать с ним.

Школьный кафетерий Будущая школьная столовая
Школьный кафетерий. Будущая школьная столовая.

Пока что к несомненным плюсам Доа колледж и конкретно нашего класса могу отнести следующее:
1) учительница. Мы с мужем довольны ей: достаточно строгая, требовательная, но очень энергичная, однозначно любит детей и свою работу, готова к диалогу, неравнодушная. Дочка тоже ее любит и многократно говорила об этом;
2) маленькие классы. Максимальное количество учеников 15-16 человек. Т.е. учитель имеет возможность уделить время каждому ребенку;
3) открытость и готовность к диалогу с родителями. Всегда достаточно просто организовать встречу и обсудить тот или иной вопрос, что с учителем, что с администрацией, особенно, если какой-то вопрос волнует несколько родителей. Насколько быстро меняется ситуация, это другая тема. Но никогда моя критика тех или иных сторон школьной жизни (а я делала это регулярно) не становилась поводом для изменения отношения к ребенку. Ну, и существует современная электронная система (портал) для информирования родителей, рассылки отдельных д\з, впрочем и в бумажном виде это также дублируется;

Животные в эко-уголке Животные в эко-уголке
Животные в экологическом уголке.
Класс экологического уголка снаружи Класс экологического уголка внутри
Класс экологического уголка снаружи  и внутри.
Дорожки в экологическом уголке
Дорожки в экологическом уголке.

4) никогда не замечала различия в отношении к «своим» турецким и «нашим» нетурецким детям. Даже имела возможность убедиться в этом на «собственной шкуре». Одна девочка-турчанка из класса по зависти нехорошо поступила с моей дочерью. Учительница моментально пресекла это, причем показав той девочке не только свое отношение, но и отношение к подобному поведению всего класса. Однократно, но мощно. Теперь у моей дочки и той девочки абсолютно хорошие ровные отношения. И узнала я это исключительно от моей Нины, т.е. никакой показухи со стороны учительницы. В других классах ни про какую «расовую» или по положению родителей дискриминацию тоже как-то не слышала;
5) все-таки очень красивая школа, а это, что ни говори, стимулирует желание учиться. Особенно сильно чувствуется контраст после посещения наших двух лучших школ, правда бесплатных, но считающихся лучшими в подмосковном городе. Сравнения даже не смогу провести, у нас — это уныние и мрак, хотя , понятно что интерьер — не главное, а прекрасные педагоги присутствуют и в тех стенах , но тем не менее;
6) материально-техническая база: кроме красоты классы и вообще все помещения оборудованы «с иголочки», как говориться: есть и классы-лаборатории, и шахматные классы, и огромные интерактивные доски, и прекрасный спортивный зал и бассейн, даже туалеты как в «лучших домах Парижа» (наверное, так-то я в туалетах лучших домов Парижа не бывала);

Элементы детской площадки Курочки на школьном дворе
На территории и поиграть есть где во время перемены, и всякая живность ходит.

7) близость к дому, пешком нам буквально 5-10 минут, хотя в сезон дождей и этот путь иной раз кажется длинным. Но нет необходимости брать трансфер, а это означает экономию и по времени (занятия начинаются в 9:00 для младшей школы, а встает дочь без десяти 8, и это при том, что я кормлю её кашей на завтрак дома), и по деньгам. Да и домой мы приходим раньше 17-00, если идти напрямик домой, т.е. есть время и на уроки, и на какие-то дополнительные занятия или отдых;
8) в школе есть субботний клуб с различными направлениями деятельности (волейбол, школа скаутов, английская драма, арт-кружок, шахматы, может, еще что-то, не припомню). О качестве некоторых занятий тема отдельная, но сама задумка и возможности очень интересные. Да, все это входит в базовую стоимость, доплачивать ничего не надо;
9) позитивная, жизнерадостная и доброжелательная атмосфера. Например, по утрам есть разминка-танцы, причем танцуют все: и дети, и учителя, и провожающие родители по желанию. Музыка современная, зажигательная. В хорошую погоду иногда делают завтрак «на траве», т.е. на улице и т.д. И вообще как-то много улыбающихся лиц, это приятно. И, кстати, что тоже бросилось в глаза после российских школ, довольно-таки много преподавателей мужчин, и не только физруков;
10) просто классный экологический уголок на территории, такая маленькая фермочка с курочками, голубями, кроликами, теплицей, собакой. Недавно, например, дети наблюдали, как вылупляются цыплята. Лично для меня это какое-то наслаждение смотреть всю эту живность, причем на очень красиво обустроенной территории, да и для дочки, по-моему тоже;
11) красивая, качественная, удобная школьная форма, хотя и дорогая. И вообще само наличие формы как таковой. На самом деле частично я купила фирменную одежду, а часть сшила (что обошлось мне раз в 5-10 дешевле, если не считать моих трудов) или прикупила в той же цветовой гамме в обычных магазинах типа Вайкики, что тоже стоило в несколько раз дешевле.

Школьный туалет для учеников Туалет для учеников
Школьные туалеты тоже оставили приятное впечатление.
К тому же дочь говорит, что в основном в них всегда чисто.

Это, наверное, основные положительные моменты. Я осознанно не писала здесь про цену, во-первых, потому, что в связи с «похождениями» российского рубля все цены как-то очень сильно поменялись для нас, а потом чтобы сказать, дорого или дешево нужен объект (а лучше несколько) для сравнения. Для Аланьи я думаю, они примерно в рынке. Что касается России, не имею понятия, какие сейчас цены. Но если брать докризисный курс рубля, то за частный детский сад в России мы платили дороже. Сад у нас тоже был хороший, ничего не могу сказать, хотя и гораздо скромнее по антуражу.

На самом деле вариантов формы - множество
У школьной формы достаточно много вариантов. Но она дорогая.
Поэтому многое я просто шью сама в нужном стиле. На фото — фирменная покупная.

Но кроме положительных и ярких моментов, есть и достаточно много сомнительных. Т.к. с одной стороны, конечно «красота спасет мир», но с другой «труд сделал из обезьяны человека» (это шутка, разумеется). И обо всех сомнительных и не удовлетворяющих меня моментах обязательно буду писать еще один (как минимум) пост. И думать, потому что нашей семье предстоит этим летом хорошенько поразмыслить о том, где продолжать образование дочери.